Финансовую сторону вопроса в интервью inbusiness.kz раскрыл глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Каспийский трубопроводный консорциум – самый выгодный маршрут для экспорта казахстанской нефти, заявил в беседе с корреспондентом inbusiness.kz генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов, раскрыв финансовые карты проекта.
"Во-первых, это самый скорый маршрут до моря, доступный тариф ($38/т), банк качества и стабильные покупатели. Альтернативы КТК нет и не появится (инвесторы расширяют трубу с 67 млн до 83 млн т)", – заявил г-н Жумагулов.
В качестве примера он взял альтернативу в виде маршрута трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД): логистика из Атырау в Актау – $30/т, фрахт по морю - $19/т, перевалка в Баку – $8/т, тариф по трубе – $32/т. Итого на выходе мы получаем тариф в $90/т, что не только дорого, но и долго в сравнении с КТК, подчеркнул Жумагулов, отмечая, что при мощности трубы БТД в 60 млн тонн в год она заполнена лишь на 45%.
"Транзитная нефть в БТД поступает через терминал Сангачлы (перевалка всего 7 млн т). Нефть по БТД высокого качества (дороже Brent на $3-4), не каждая казахстанская нефть подойдет. Самое главное – из-за мелеющего Каспия танкеры [через морпорт Актау] грузят всего по 10 тыс. тонн", – очертил эксперт сопутствующие инфраструктурные барьеры.
Что касается реверсной трубы в Китай мощностью в 6 млн тонн в год, то и ее заполнить сложно, признается глава Союза нефтесервисных предприятий. По его словам, "сами же китайцы экспортируют нефть по морю".
"Чтобы доставить на море казахстанскую нефть, расходуется свыше $3 млрд ежегодно! Каждый сэкономленный $1 дает KZ 30 центов", – резюмировал г-н Жумагулов, подводя черту в вопросе плюсов и возможных альтернатив по транзиту.
Кульпаш Конырова
Источник: inbusiness.kz